Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление мэрии г. Архангельска от 22.10.2014 N 872 "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными муниципальными финансами муниципального образования "Город Архангельск" на период до 2018 года"



МЭРИЯ ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2014 г. № 872

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫМИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления общественными муниципальными финансами муниципального образования "Город Архангельск" на период до 2018 года.
2. Опубликовать постановление на официальном информационном интернет-портале муниципального образования "Город Архангельск".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города по вопросам экономического развития и финансам Цыварева А.П.

Мэр города
В.Н.ПАВЛЕНКО





Утверждена
постановлением мэрии
города Архангельска
от 22.10.2014 № 872

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

Настоящая Программа разработана в соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, Программой повышения эффективности управления общественными финансами в Архангельской области на период до 2018 года, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 10.06.2014 № 230-пп, и определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления (муниципальных органов) муниципального образования "Город Архангельск" в сфере повышения эффективности управления общественными муниципальными финансами муниципального образования "Город Архангельск".

1. Необходимость разработки и реализации Программы

Развитие муниципальных финансов муниципального образования "Город Архангельск" в 2010 - 2013 годах осуществлялось в рамках бюджетной реформы и реформы государственных (муниципальных) учреждений, проводимых на федеральном уровне.
В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р, и Программой повышения эффективности бюджетных расходов в Архангельской области на период до 2012 года, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 05.07.2011 № 222-пп, была разработана и реализовывалась Программа повышения эффективности расходов городского бюджета на период до 2012 года, утвержденная распоряжением мэрии города Архангельска от 29.12.2011 № 3524р.
Итогами ее реализации, а также осуществления иных мероприятий, направленных на развитие муниципальных финансов в муниципальном образовании "Город Архангельск" стали:
совершенствование нормативной правовой базы осуществления бюджетного процесса в муниципальном образовании "Город Архангельск";
обеспечение среднесрочной сбалансированности и устойчивости городского бюджета;
поддержание долговой нагрузки на уровне, позволяющем надлежащим образом обеспечивать исполнение бюджетных обязательств муниципального образования "Город Архангельск" при безусловном соблюдении ограничений бюджетного законодательства Российской Федерации;
переход к утверждению городского бюджета в "программном" формате и на среднесрочный период;
повышение эффективности оказания муниципальных услуг (выполнения работ) на основе реализации требований Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
реализация мероприятий по повышению энергетической эффективности;
оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения, осуществляемое в рамках продолжения реализации направлений административной реформы;
внедрение системы муниципальных закупок с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
развитие системы муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере;
успешное внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом и переход на осуществление электронного документооборота между субъектами бюджетных правоотношений;
повышение прозрачности информации о городском бюджете и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Архангельск".
Несмотря на совершенствование бюджетной системы Российской Федерации к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях еще не завершен. И наряду с положительными результатами повышения эффективности расходов бюджетов всех уровней сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, среди которых наиболее актуальные для муниципального образования "Город Архангельск":
необходимость совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации;
несоответствие доходной базы местных бюджетов расходным полномочиям, возложенным на муниципальные образования;
незавершенный процесс реформирования системы межбюджетных отношений между региональным и муниципальным уровнями;
недостаточная самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении своих расходных и бюджетных полномочий, наличие отдельных федеральных и региональных "необеспеченных" мандатов, отсутствие механизмов повышения заинтересованности в наращивании собственной налоговой базы муниципальных образований;
наличие в нормативных правовых актах Российской Федерации и Архангельской области, регулирующих бюджетные правоотношения, переходных положений и норм временного применения, а также отдельных неурегулированных вопросов;
отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
незавершенность формирования практики использования государственных (муниципальных) программ в качестве основного инструмента для достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы для бюджетного планирования;
недостаточная действенность системы государственного и муниципального финансового контроля;
разрозненность и фрагментарность информационных систем, используемых для целей государственного и муниципального управления, в том числе в сфере управления общественными финансами;
низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.

2. Цели и задачи Программы

Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования средств городского бюджета при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования "Город Архангельск".
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности городского бюджета;
полноценное внедрение в бюджетный процесс в муниципальном образовании "Город Архангельск" программно-целевых методов управления;
повышение эффективности оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
обеспечение операционной эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Город Архангельск";
совершенствование муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере;
обеспечение открытости и прозрачности общественных муниципальных финансов муниципального образования "Город Архангельск".
Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных в ней целей и задач. Организация решения задач Программы будет осуществляться органами местного самоуправления (муниципальными органами) муниципального образования "Город Архангельск", отраслевыми (функциональными) и территориальными органами мэрии города Архангельска в рамках их текущей деятельности.

2.1. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности городского бюджета

Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности городского бюджета является важнейшей предпосылкой для обеспечения социально-экономического развития муниципального образования "Город Архангельск".
Переход к формированию городского бюджета на основе муниципальных программ предъявляет дополнительные требования к устойчивости городского бюджета в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств муниципального образования "Город Архангельск", прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств городского бюджета. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации муниципальной политики, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех ресурсов муниципального образования "Город Архангельск" на важнейших направлениях деятельности.
В целях определения финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития муниципального образования "Город Архангельск" в долгосрочном периоде, сформулированных в стратегических документах, необходимо обеспечить усовершенствование и координацию действующих систем планирования, в том числе за счет:
сохранения практики составления и утверждения городского бюджета на трехлетний период;
совершенствования стратегического планирования на основе реализации требований Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
обеспечения перехода к долгосрочному бюджетному планированию с учетом изменений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Ограниченность экономической базы местного самоуправления требует принятия мер по обеспечению взвешенного подхода к управлению доходами городского бюджета и расходными обязательствами муниципального образования "Город Архангельск" по следующим направлениям:
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики муниципального образования "Город Архангельск", в том числе путем ведения реестра источников доходов городского бюджета в соответствии с изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации;
совершенствование управления муниципальным имуществом муниципального образования "Город Архангельск";
улучшение качества администрирования главными администраторами доходов городского бюджета;
своевременная актуализация нормативной правовой базы о местных налогах в связи с изменениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
повышение эффективности межбюджетных отношений с Архангельской областью;
ограничение роста бюджетных расходов при безусловной реализации действующих расходных обязательств муниципального образования "Город Архангельск";
выявление и перераспределение внутренних резервов для реализации приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования "Город Архангельск", в первую очередь за счет оптимизации осуществления закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.
Кроме того, в условиях дефицитности городского бюджета необходимо уделять особое внимание долговой политике муниципального образования "Город Архангельск", которая должна исходить из необходимости поддержания объема муниципального долга муниципального образования "Город Архангельск" на приемлемом уровне. В связи с чем при управлении муниципальным долгом муниципального образования "Город Архангельск" необходимо:
осуществлять безусловное соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации к размеру дефицита городского бюджета, уровню его долговой нагрузки, предельным объемам муниципальных заимствований муниципального образования "Город Архангельск";
обеспечивать сохранение на экономически безопасном уровне объема долговых обязательств муниципального образования "Город Архангельск" с учетом возможных рисков;
рассматривать возможности использования среднесрочных заемных источников в зависимости от текущей ситуации на банковском рынке;
обеспечивать своевременное исполнение долговых обязательств муниципального образования "Город Архангельск" и использование возможностей минимизации расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования "Город Архангельск".

2.2. Полноценное внедрение в бюджетный процесс
в муниципальном образовании "Город Архангельск"
программно-целевых методов управления

Высокое качество управления бюджетным процессом в муниципальном образовании "Город Архангельск" должно быть обеспечено в первую очередь за счет использования передовых программно-целевых методов управления деятельностью органов местного самоуправления муниципального образования "Город Архангельск".
Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным узким направлениям и перейти к системной оценке влияния расходов городского бюджета на достижение целей муниципальных программ муниципального образования "Город Архангельск".
Муниципальные программы муниципального образования "Город Архангельск" должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Таким образом, новые муниципальные программы муниципального образования "Город Архангельск" необходимо утверждать на долгосрочный период и строго в рамках объективных возможностей городского бюджета, создавая тем самым долгосрочные "потолки" расходов, четко увязанные со стратегическими приоритетами муниципального образования "Город Архангельск".
Для дальнейшего развития программно-целевых методов управления необходима реализация мер по следующим направлениям:
составление и исполнение городского бюджета на основе качественно новых муниципальных программ муниципального образования "Город Архангельск";
формирование и утверждение муниципальных программ муниципального образования "Город Архангельск" по основным направлениям муниципальной политики муниципального образования "Город Архангельск";
внедрение действенного механизма контроля за реализацией муниципальных программ муниципального образования "Город Архангельск", включающего, в том числе объективную оценку их эффективности;
полноценное использование показателей муниципальных программ муниципального образования "Город Архангельск" для целей стратегического и долгосрочного бюджетного планирования.

2.3. Повышение эффективности оказания
муниципальных услуг (выполнения работ)

В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы государственных (муниципальных) учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг (работ), эффективности и прозрачности их деятельности. В рамках реализации указанной реформы в первую очередь необходимо проводить работу по существенному сокращению доли неэффективных расходов, в том числе за счет:
четкой увязки состава и объема услуг (работ) с социальными гарантиями и обязательствами муниципального образования "Город Архангельск";
более обоснованного планирования и распределения средств на оказание муниципальных услуг (выполнения работ);
более рационального и экономного использования бюджетных средств муниципальными учреждениями муниципального образования "Город Архангельск" (в частности, при проведении закупок).
Кроме того, повышение эффективности оказываемых муниципальными учреждениями муниципального образования "Город Архангельск" муниципальных услуг (выполняемых работ) должно быть нацелено на достижение измеримых, общественно значимых результатов, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, основными инструментами которых являются "дорожные карты" изменений в сферах образования, культуры и социального обслуживания населения в муниципальном образовании "Город Архангельск".
В этих целях необходима реализация мер по следующим направлениям:
дальнейшая оптимизация сети муниципальных учреждений муниципального образования "Город Архангельск";
формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями муниципального образования "Город Архангельск" в соответствии с ведомственным перечнем муниципальных услуг (работ) муниципального образования "Город Архангельск", установленным на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (начиная с муниципальных заданий на 2016 год);
определение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг с соблюдением общих требований, установленных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (начиная с нормативных затрат на 2016 год);
внедрение в муниципальных учреждениях муниципального образования "Город Архангельск" систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений, настроенных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, с применением в учреждениях принципов "эффективного контракта";
изучение мнения населения о качестве оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
обеспечение общедоступности информации об оказании муниципальных услуг (выполнении работ) и их бюджетировании на официальном информационном интернет-портале муниципального образования "Город Архангельск";
размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) сведений о деятельности муниципальных учреждений муниципального образования "Город Архангельск" в соответствии с установленными требованиями.

2.4. Обеспечение операционной эффективности деятельности
органов местного самоуправления муниципального
образования "Город Архангельск"

Повышение эффективности управления общественными муниципальными финансами муниципального образования "Город Архангельск" необходимо обеспечить также и на операционном уровне, которым определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений органами местного самоуправления муниципального образования "Город Архангельск". Операционную эффективность следует обеспечивать как при осуществлении внутренней деятельности соответствующих субъектов бюджетных правоотношений, так и при организации в целом бюджетного процесса в муниципальном образовании "Город Архангельск".
Ключевое место в управлении общественными финансами занимает нормативное правовое регулирование принципов бюджетного устройства и организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.
В условиях постоянных концептуальных изменений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, а также в связи с планируемым принятием новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации на первый план выходит работа по актуализации нормативной правовой базы, регламентирующей бюджетные правоотношения в муниципальном образовании "Город Архангельск", которая должна осуществляться всеми участниками бюджетного процесса своевременно и в полном объеме.
Кроме того, в этих условиях особую актуальность приобретает решение проблемы минимизации рисков неравномерного исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В связи с чем в последние годы в практику исполнения городского бюджета внедряются элементы управления ликвидностью единого счета городского бюджета. Основной задачей такой работы является создание условий для более качественного и эффективного управления средствами городского бюджета, направленного на повышение ритмичности исполнения городского бюджета, а также обеспечение безусловного исполнения денежных обязательств по мере наступления сроков платежей по ним.
Для дальнейшего поддержания ликвидности единого счета городского бюджета необходима реализация мер по следующим направлениям:
своевременная и качественная подготовка проектов муниципальных правовых актов, необходимых для исполнения городского бюджета;
повышение качества прогнозирования главными администраторами средств городского бюджета кассового исполнения городского бюджета;
привлечение кредитных ресурсов на оптимально возможный период времени в форме возобновляемой кредитной линии (зачисление в кратчайшие сроки заемных средств на единый счет городского бюджета и их возврат при образовании свободных средств с восстановлением кредитного лимита);
максимальное использование возможностей механизма привлечения временно свободных остатков средств муниципальных учреждений муниципального образования "Город Архангельск" для покрытия временных кассовых разрывов;
привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете городского бюджета при возможности их предоставления органами Федерального казначейства.
Также реализация бюджетной реформы предъявляет новые требования и к инструментам финансового менеджмента главных администраторов средств городского бюджета. Финансовый менеджмент главного администратора средств городского бюджета должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (планирование и исполнение городского бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый аудит). В этих целях необходимо обеспечить:
реализацию главными администраторами средств городского бюджета мер, направленных на повышение качества финансового менеджмента, результатом которых должно стать принятие эффективных управленческих решений о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, в том числе направляемых на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) подведомственными муниципальными учреждениями муниципального образования "Город Архангельск";
развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов средств городского бюджета, обеспечивающего объективную количественную оценку деятельности в сфере управления муниципальными финансами муниципального образования "Город Архангельск".
Важным направлением повышения операционной эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Город Архангельск" является и развитие информационной системы управления муниципальными финансами муниципального образования "Город Архангельск".
Дальнейшее совершенствование автоматизации процессов составления и исполнения городского бюджета, формирования бюджетной отчетности, ведения финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений муниципального образования "Город Архангельск" необходимо осуществлять на базе внедренной системы управления бюджетным процессом "Смарт-бюджет" мэрии города Архангельска, обеспечив повсеместный переход на использование информационных технологий, в том числе с использованием юридически значимого электронного документооборота.

2.5. Совершенствование муниципального контроля
в финансово-бюджетной сфере

Принятие Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предъявляет новые требования с организации системы муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере с целью его ориентации на оценку эффективности расходов городского бюджета.
В целях совершенствования муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере необходима реализация мер по следующим направлениям:
совершенствование правового регулирования и осуществление внешнего муниципального финансового контроля с учетом изменений бюджетного законодательства Российской Федерации;
внедрение новых комплексных подходов при осуществлении контрольных мероприятий по всем направлениям ответственности органов внутреннего финансового контроля в финансово-бюджетной сфере;
создание системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами средств городского бюджета;
усиление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

2.6. Обеспечение открытости и прозрачности общественных
муниципальных финансов муниципального образования
"Город Архангельск"

Повышение уровня открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджетов и составлении бюджетной отчетности, способствует усилению общественного контроля за деятельностью органов власти, а также повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
Обеспечение открытости и прозрачности общественных муниципальных финансов муниципального образования "Город Архангельск" предполагает:
общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных муниципальных финансов муниципального образования "Город Архангельск";
обеспечение широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных муниципальных финансов муниципального образования "Город Архангельск";
открытость деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Город Архангельск" по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению городского бюджета;
рассмотрение и утверждение бюджетных параметров, бюджетной отчетности в увязке с планируемыми и достигнутыми целями и результатами муниципальной политики муниципального образования "Город Архангельск";
публикация городского бюджета на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, необходимых и достаточных для проведения сравнений.
Достижение высокого уровня открытости и прозрачности общественных муниципальных финансов муниципального образования "Город Архангельск" предусматривает доступность и понятность для граждан информации о процессах управления общественными муниципальными финансами муниципального образования "Город Архангельск", о приоритетах муниципальной политики муниципального образования "Город Архангельск" и направлениях расходования средств городского бюджета.
В этих целях необходима реализация мер по следующим направлениям:
размещение на официальном информационном интернет-портале муниципального образования "Город Архангельск" и иных интернет-ресурсах информации о состоянии муниципальных финансов муниципального образования "Город Архангельск";
выполнение требований законодательства Российской Федерации по проведению публичных слушаний по проекту городского бюджета и отчету о его исполнении;
регулярная публикация "бюджета для граждан" в целях обеспечения полного и доступного информирования населения о городском бюджете, повышения открытости и прозрачности информации об управлении общественными муниципальными финансами муниципального образования "Город Архангельск";
обеспечение открытости информации об утверждении и реализации муниципальных программ муниципального образования "Город Архангельск";
размещение на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации финансовой и иной информации о городском бюджете и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Архангельск" в соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------