Постановление Минэкономразвития АО от 01.09.2014 N 3 "Об утверждении методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2014 г. № 3
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с подпунктом 8 пункта 8.1 Положения о министерстве экономического развития и конкурентной политики Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года № 212-пп, Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов", областным законом от 22 ноября 2013 года № 34-03-ОЗ "О внесении дополнений и изменения в отдельные областные законы по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области и экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области" и указом Губернатора Архангельской области от 6 февраля 2014 года № 12-у "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области и Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области" министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя министра экономического развития и конкурентной политики Архангельской области Полудницина А.В.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня размещения на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исполняющий обязанности министра
О.В.БАЧЕРИКОВ
Утверждены
постановлением министерства
экономического развития
и конкурентной политики
Архангельской области
от 01.09.2014 № 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области, утвержденным Указом Губернатора Архангельской области от 6 февраля 2014 года № 12-у (далее - Порядок проведения ОРВ), в целях методического обеспечения проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Архангельской области, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Архангельской области (далее соответственно - ОРВ, проекты актов, исполнительные органы).
2. Методические рекомендации содержат рекомендуемый порядок действий исполнительных органов при:
подготовке и размещении уведомления о разработке проекта акта;
сборе предложений в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта;
формировании сводной справки о предложениях, поступивших в связи с размещением уведомления о начале разработки проекта акта;
проведении публичных консультаций по проекту акта;
формировании сводной справки о результатах публичных консультаций и сводной информации о предложениях, поступивших в связи с проведением публичных консультаций по проекту акта;
заполнении форм документов, утвержденных Порядком проведения ОРВ.
3. Процедура ОРВ проектов актов проводится с целью обоснованного выбора способа правового регулирования общественных отношений на основе анализа его альтернативных вариантов, определения связанных с ними выгод и издержек адресатов регулирования (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан Российской Федерации (потребителей), исполнительных органов и общества в целом, подвергающихся регулирующему воздействию, для выбора сбалансированного варианта регулирования и осуществления последующего мониторинга его реализации, а также обеспечения возможности учета мнений социальных групп и установления на основе сопоставления выгод и издержек баланса интересов хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), государства и общества в целом.
4. Методология проведения ОРВ и порядок представления полученных результатов должны обеспечивать предоставление объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения нового правового регулирования, всем заинтересованным лицам.
II. Отбор проектов актов, подлежащих проведению ОРВ
5. ОРВ проводится в отношении проектов областных законов, поправок к ним, проектов нормативных правовых актов Губернатора Архангельской области, Правительства Архангельской области и исполнительных органов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе по вопросам:
распределения ограниченных ресурсов;
государственного регулирования инвестиционной деятельности;
организации и осуществления инвестиционных проектов;
установления правил и порядка предоставления поддержки субъектам предпринимательской деятельности;
осуществления государственного контроля (надзора);
установления требований для целей допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению определенных видов предпринимательской и (или) профессиональной деятельности, а также установления требований к условиям осуществления определенных видов предпринимательской и (или) профессиональной деятельности;
установления, изменения, отмены региональных налогов и сборов.
6. ОРВ не проводится в отношении проектов актов, разрабатываемых исполнительными органами в целях приведения нормативных правовых актов Архангельской области в соответствие с законодательством Российской Федерации и, в случае если такие проекты не содержат нового правового регулирования в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также в отношении проектов актов по вопросам государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги).
III. Уведомление о подготовке проекта акта
7. Разработка уведомления о подготовке проекта акта и его размещение на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) осуществляются в целях обсуждения идеи (концепции) предлагаемого государственного регулирования и поиска альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений.
8. Исполнительный орган, ответственный за реализацию на территории Архангельской области государственной политики и нормативное правовое регулирование в установленной сфере и являющийся разработчиком проекта акта (далее - разработчик), размещает уведомление о разработке проекта акта на официальном сайте и проводит публичные консультации с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания данной проблемы, определения возможных вариантов ее решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с его введением, а также в целях получения предложений о других возможных вариантах ее решения.
9. Разработчик самостоятельно определяет перечень лиц, чьи интересы могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, и, помимо размещения уведомления о разработке проекта акта на официальном сайте, дополнительно информирует указанных лиц любым удобным способом о размещении уведомления о подготовке проекта.
10. О размещении уведомления о подготовке проекта акта рекомендуется извещать:
общественные объединения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе в сфере общественных отношений, которые затронет вводимое государственное регулирование Архангельской области;
объединения потребителей в сфере общественных отношений, которые затронет вводимое государственное регулирование Архангельской области;
саморегулируемые организации в сфере общественных отношений, которые затронет вводимое государственное регулирование Архангельской области;
научно-экспертные организации Архангельской области;
исполнительные органы, не являющиеся разработчиками проекта акта;
уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей;
органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области;
иные заинтересованные лица.
11. Разработчик может проводить совещания с потенциальными адресатами государственного регулирования, проводить (или инициировать проведение) заседания вспомогательных и совещательных органов при Губернаторе Архангельской области, при исполнительных органах, коллегий исполнительных органов и общественных советов при исполнительных органах. Для участия в указанных совещаниях, заседаниях рекомендуется приглашать сотрудников министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области, осуществляющих подготовку заключений об ОРВ проектов актов. Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения в связи с размещением уведомления о подготовке проекта акта должны быть учтены при формировании сводной справки об информации (мнениях), поступившей (поступивших) в связи с размещением уведомления, подготавливаемой по форме, приведенной в приложении № 2 к Порядку проведения ОРВ.
IV. Подготовка проекта акта
12. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы разработчик выбирает наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования. Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учетом следующих основных критериев:
целесообразность - предлагаемое правовое регулирование обеспечит решение проблемы, актуальность которой обуславливает необходимость введения нового правового регулирования;
эффективность - определяется высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
адекватность - предлагаемые в правовом регулировании меры адекватны проблеме, на решение которой они направлены;
осуществимость - предлагаемый в правовом регулировании комплекс мер возможно реализовать адресатам регулирования;
обоснованность - уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и областного бюджета.
13. На основе выбранного варианта правового регулирования разработчик готовит текст проекта акта и пояснительную записку, содержащую раздел об оценке выгод и издержек адресатов регулирования (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан Российской Федерации (потребителей), исполнительных органов и общества в целом, подвергающихся регулирующему воздействию, и последствий принятия проекта акта, который должен включать подразделы, указанные в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
14. Для выработки единой позиции исполнительных органов по данному проекту акта разработчик организует его первичное электронное согласование с использованием государственной информационной системы Архангельской области "Система электронного документооборота Правительства Архангельской области "Дело" в порядке, определенном в подпунктах 1 - 3 пункта 14 Порядка проведения ОРВ.
V. Проведение публичных консультаций по проекту акта
15. Цели проведения публичных консультаций определены в пункте 16 Порядка проведения ОРВ. Для достижения целей публичных консультаций необходимо решить следующие задачи:
определить оптимальные формы публичных консультаций исходя из специфики проекта акта;
осуществить календарное и ресурсное планирование проведения очных публичных консультаций с учетом специфики проекта акта;
обеспечить своевременное выделение ресурсов на проведение публичных консультаций в случае их проведения в очной форме (в форме фокус-групп с привлечением независимых экспертов);
отобрать (идентифицировать) основные заинтересованные стороны, включая представителей общественных объединений в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности и независимых экспертов, и осуществить их своевременное и подробное информирование о начале публичных консультаций;
своевременно обеспечить обратную связь с участниками публичных консультаций;
своевременно предоставить открытый доступ к материалам публичных консультаций для широкого круга возможных участников публичных консультаций;
обеспечить проведение эффективных диалогов с участниками публичных консультаций - представителями региональных общественных объединений в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности и другими заинтересованными лицами, и путем проведения структурированной дискуссии собрать достаточный объем объективной информации для принятия решения по вопросу вводимого регулирования.
16. Основными формами проведения публичных консультаций являются:
1) заочная (дистанционная) форма с использованием официального сайта Правительства Архангельской области (раздел "ОРВ") - является обязательной формой проведения публичных консультаций, одновременно с этим разработчик дополнительно определяет и информирует о проведении публичных консультаций по проекту акта группы заинтересованных лиц в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящих методических рекомендаций, абзацем 2 пункта 18 Порядка проведения ОРВ;
2) очная форма публичных консультаций - проведение совещаний с участниками публичных консультаций, заседаний вспомогательных и совещательных органов при Губернаторе Архангельской области, опросов общественных объединений в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, опросов экспертного сообщества и экспертных групп, онлайн-опросов, в том числе с использованием специализированных электронных сервисов, включая обсуждение на независимых интернет-площадках (краудсорсинг).
17. Разработчик рассматривает все поступившие предложения по проекту акта в ходе проведения различных форм публичных консультаций. По результатам их рассмотрения разработчик готовит справку о результатах публичных консультаций и сводную информацию о предложениях, проступивших в связи с проведением публичных консультаций по проекту акта.
18. Пункты 1 - 4 справки о результатах публичных консультаций (приложение № 4 к Порядку проведения ОРВ) содержат общие сведения о разработчике проекта акта, по которому были проведены публичные консультации, о сфере регулирования, к которой относится указанный проект акта, о сроках проведения публичных консультаций по проекту акта.
19. В пункте 5 справки о результатах публичных консультаций приводится информация:
о формах (очные и (или) заочные) и типах (совещания, заседания вспомогательных и совещательных органов, проведение фокус-групп и др.) публичных консультаций, которые были проведены по проекту акта;
об общем количестве участников, которые приняли участие в публичных консультациях (по каждой из форм и по каждому из типов).
20. В пункте 6 справки о результатах публичных консультаций приводится информация о перечне целевых групп, приглашенных к участию в публичных консультациях, с указанием количества приглашенных представителей каждой целевой группы и количества принявших участие в публичных консультациях.
21. К справке о результатах публичных консультаций могут быть приложены протоколы проведенных совещаний и (или) заседаний вспомогательных и совещательных органов, перечень участников публичных консультаций, сгруппированный по формам и типам проведенных публичных консультаций.
22. Сводная информация о предложениях, проступивших в связи с проведением публичных консультаций по проекту акта, группируется по двум блокам:
I блок - результаты обработки вопросов, заданных участникам публичных консультаций (из раздела V Извещения о проведении публичных консультаций по проекту акта (приложение № 3 к Порядку проведения ОРВ);
II блок - результаты обработки иных предложений к проекту акта (из пункта 18 раздела V Извещения о проведении публичных консультаций по проекту акта (приложение № 3 к Порядку проведения ОРВ).
По каждому из предложений, поступивших в ходе публичных консультаций, разработчик представляет информацию об учете предложения (с указанием положения проекта акта, в котором оно учтено) или обоснование об отклонении предложения (в том числе со ссылками на положения нормативных правовых актов Российской Федерации, которым противоречит предложение, поступившее в ходе публичных консультаций).
23. По итогам проведения публичных консультаций разработчик вносит изменения в проект акта на основании предложений, полученных в ходе публичных консультаций, вносит соответствующие изменения в пояснительную записку и направляет проект акта в министерство экономического развития и конкурентной политики Архангельской области для подготовки заключения об ОРВ.
Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по проведению оценки регулирующего
воздействия проектов нормативных
правовых актов Архангельской области
Характеристика
содержания подразделов раздела об оценке
социально-экономических, финансовых и иных последствий
принятия проекта акта в пояснительной записке к проекту акта
1. Общая информация о предлагаемом правовом регулировании.
Разработчиком должны быть приведены описание проблемы, для решения которой осуществляется правовое регулирование, цели и способы предлагаемого правового регулирования.
Если основанием для разработки проекта акта являются положения нормативного правового акта большей юридической силы, то такие положения указываются разработчиком в пояснительной записке со ссылкой на статьи и пункты соответствующего акта.
В случае, если разработка проекта акта производится по инициативе самого разработчика, это также прямо указывается в пояснительной записке.
2. Наличие в проекте акта положений, оказывающих существенное влияние на предпринимательскую и инвестиционную деятельность.
Разработчиком должен быть приведен результат оценки на предмет наличия в проекте акта положений, оказывающих существенное влияние на предпринимательскую и (или) инвестиционную деятельность и способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности и областного бюджета в соответствии с пунктом 26 Порядка проведения ОРВ.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ правового регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы.
Разработчик с учетом предложений, поступивших в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта, формулирует причины проблемы, требующей, по его мнению, введения дополнительного правового регулирования, а также оценивает негативные эффекты и последствия существования данной проблемы.
Формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
В этой связи наличие поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
По тем же причинам не может рассматриваться в качестве проблемы отсутствие нормативного правового регулирования в определенной сфере.
По возможности проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных данных, которые могут быть верифицированы. В целях выбора наиболее эффективного регулятивного решения требуется максимально полное описание проблемы, в том числе с использованием данных из нескольких независимых источников.
Для выявления и оценки масштаба проблем в различных сферах общественных отношений могут быть использованы в том числе следующие источники информации:
обращения участников общественных отношений в исполнительные органы, свидетельствующие о возможном возникновении проблемы;
данные органов государственного контроля (надзора), статистические данные (например, данные о росте числа случаев причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба);
данные, полученные из средств массовой информации в результате опросов общественного мнения, данные выборочных обследований предприятий и домохозяйств, иные данные, полученные из независимых исследований, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
результаты проведения экспертизы нормативных правовых актов, в ходе которой может быть выявлено несоответствие заявленных целей нормативных правовых актов фактическим результатам, достигнутым в ходе их применения.
В целях доказательства актуальности проблемы и количественного измерения ее масштабов в данном подразделе пояснительной записки необходимо привести описание негативного воздействия и последствий существования данной проблемы, которые могут проявляться в следующем:
наличие риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц (для количественной оценки таких последствий служат данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, органов государственного контроля (надзора), страховых компаний);
наличие необоснованно высоких издержек применения участниками отношений установленных процедур (могут быть оценены на основе сопоставления стоимости и продолжительности аналогичных процедур в других странах, а также анализа обращений граждан и организаций);
недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которых возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективное распределение ресурсов и иные негативные последствия;
наличие других негативных эффектов для общества, экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия.
Информация о времени возникновения и выявления проблемы. Разработчику необходимо определить, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента она не решалась, или усилия по ее решению были безрезультатными. Если проблема существует в течение длительного времени и предпринимались определенные меры, направленные на ее решение, то необходимо указать, какие именно меры и когда они были предприняты, а также какой был результат.
В ходе анализа причин невозможности устранения проблемы самими участниками соответствующих общественных отношений разработчику в подразделе 3 раздела "Об оценке социально-экономических, финансовых и иных последствий принятия проекта акта" пояснительной записки (далее - подраздел (с соответствующим порядковым номером) пояснительной записки) необходимо обосновать, почему без введения нового правового регулирования проблема не может быть решена.
При оценке перспектив дальнейшего развития рассматриваемой проблемы в качестве инструмента анализа может быть использован сценарный прогноз. В случае, если возможны несколько сценариев развития событий, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых наиболее возможным оказывается тот или иной сценарий.
4. Анализ опыта других субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности.
Разработчиком приводится описание и анализ примеров регулирования в соответствующих сферах деятельности в других субъектах Российской Федерации с учетом экономических, правовых, географических и других особенностей применения указанного регулирования. Указанный анализ должен включать также рассмотрение проблем, на решение которых было направлено регулирование, оценку расходов адресатов данного правового регулирования и государства, а также показателей, по которым оценивалась эффективность введенных норм регулирования.
При анализе опыта регулирования в других странах разработчикам необходимо обращать внимание, насколько сопоставимыми являются экономические, географические, социальные условия в этих субъектах Российской Федерации.
5. Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительства Архангельской области.
При определении цели правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования.
Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени. Указанные условия необходимы для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого разработчиком правового регулирования.
При формулировании цели регулирования разработчику необходимо руководствоваться следующими положениями:
формулировка цели должна быть конкретной (исключающей размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);
цель должна быть понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями;
формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности;
формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;
в формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств достижения;
ожидаемые сроки достижения поставленной цели должны быть конкретно определены.
Указание на степень соответствия целей предлагаемого правового регулирования программным документам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительства Архангельской области (если такие соответствия можно установить) разработчику необходимо приводить отдельно для каждой определенной им цели. При этом необходимо ссылаться на конкретные положения указанных документов.
6. Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы.
В процессе выбора наилучшего способа правового регулирования общественных отношений для устранения имеющейся проблемы разработчику необходимо рассмотреть все возможные с его точки зрения способы такого регулирования, принимая во внимание также возможность отказа от любого вмешательства.
Выбор наилучшего из возможных способов регулирования осуществляется разработчиком на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, а также оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) областного бюджета. Указанный выбор осуществляется на основе анализа данных, отражаемых в подразделах 7 - 12 пояснительной записки.
При отсутствии возможности произвести сопоставление возможных способов регулирования на основе сравнения выгод и издержек каждого из таких способов разработчиком должны быть приведены иные обоснования, доказывающие сравнительные преимущества выбранного способа.
При заполнении данного подраздела разработчику необходимо кратко описать, в чем состоят предлагаемый им способ регулирования и иные возможные способы решения проблемы, а также аргументировать выбор предлагаемого им способа решения проблемы.
Наиболее детальные обоснования выбора способа регулирования необходимы для положений, обладающих высокой степенью регулирующего воздействия. При этом разработчику необходимо также обосновать, что требуемый результат не может быть достигнут посредством принятия правового акта с меньшей степенью регулирующего воздействия.
7. Основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов.
Разработчиком указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым регулированием (у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения).
Источниками информации об адресатах разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, в региональном разрезе, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с раскрытием методов их получения.
В ходе проведения анализа групп потенциальных адресатов регулирования разработчику необходимо оценить, как может измениться число и состав участников общественных отношений в результате введения предлагаемого им регулирования. Методы прогноза динамики указанных групп выбираются разработчиком по своему усмотрению.
Результатом анализа групп потенциальных адресатов регулирования и их прогнозной динамики должны стать выводы разработчика о том, учитывает ли проект акта законные интересы участников указанных групп, а также о влиянии изменения их численности и структуры на инвестиционный и(или) предпринимательский климат в отдельных отраслях региона, экономике в целом.
8. Новые функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти Архангельской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области или сведения об их изменении, а также порядок их реализации.
Разработчику необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права исполнительных органов государственной власти Архангельской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, которые вводятся или изменяются проектом акта.
Разработчику также необходимо указать, каким органом власти данные функции будут реализовываться, описав предполагаемый порядок осуществления соответствующих функций. В данном порядке должны быть отражены все новые процедуры, вытекающие из требований вновь вводимого регулирования, такие как проверки (выборочные, сплошные, документарные, выездные), прием и анализ отчетности, выдача разрешений, согласование, экспертиза документов.
Если проектом акта предусмотрены изменения имеющихся функций (введение новых функций) органов власти, разработчику необходимо рассчитать, в какой мере изменятся административные расходы (затраты рабочего времени, накладные расходы), необходимые для осуществления данных функций. Разработчику необходимо привести данные об изменении таких расходов по всем органам власти, реализующим соответствующие функции.
Разработчику следует учитывать, что любые новые действия, процедуры, связанные с введением новых функций, предполагают появление дополнительных расходов. Прогноз объема расходов на осуществление новой функции может производиться на основе данных по аналогичным по характеру и объему деятельности функциям.
Указываются также любые иные ресурсы (финансовые, материальные, временные), которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате введения (изменения) функций органов власти. В случае невозможности дать стоимостную оценку указанных ресурсов необходимо дать их оценку в натуральном выражении.
9. Оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком дается оценка расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и оценка возможных поступлений, вызванных введением, изменением или отменой предлагаемого правового регулирования. Данная оценка проводится в разрезе новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов власти, указанных в подразделе 8 пояснительной записки.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
Виды единовременных и периодических расходов приводятся в соответствии с видами расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по выбору разработчика) с необходимыми расшифровками и пояснениями (например, "расходы на содержание дополнительной численности инспекторов", "расходы на создание информационной системы мониторинга").
Для отражения расходов исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области расходы указываются обобщенно для соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. При оценке расходов (возможных поступлений) внебюджетных фондов приводится наименование внебюджетного фонда.
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка доходов, а также единовременных и периодических расходов.
10. Новые обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения.
Разработчиком приводятся новые обязанности и ограничения или изменения существующих обязанностей и ограничений, которые вводятся проектом акта в отношении групп адресатов регулирования, указанных в подразделе 7 пояснительной записки.
Разработчику необходимо также кратко описать предполагаемый порядок организации исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений (например, необходимость использования новых технологий, оборудования для выполнения вводимых требований, предоставление дополнительной отчетности органам власти или потребителям продукции, ограничения по месту или времени осуществления деятельности). Если такой порядок должен быть определен другим нормативным правовым актом, разработчиком указывается на необходимость его принятия.
11. Оценка расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо изменением содержания таких обязанностей и ограничений.
Разработчиком указывается оценка влияния проекта акта на совокупный уровень доходов и расходов всех участников отношений.
Для каждой группы участников отношений, прямо или косвенно затронутых предлагаемым регулированием, приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов.
Указанная оценка проводится в разрезе групп адресатов регулирования, указанных в подразделе 7 пояснительной записки, в том числе косвенно затронутых регулированием. Оценка расходов и доходов приводится в текущих ценах соответствующих лет.
При характеристике расходов необходимо выделять единовременные и периодические расходы. Периодические расходы должны быть приведены с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов следует использовать официальные статистические данные, данные опросов представителей заинтересованных групп лиц (в том числе предложения, поступившие в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта), социологических опросов, независимых исследований и других источников.
Для оценки периодических расходов должно приниматься во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
При необходимости допускается применение иных методов расчетов с соответствующим обоснованием.
12. Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий, а также описание методов контроля эффективности избранного способа достижения целей регулирования.
В целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта акта разработчиком производится оценка риска того, что заявленные цели регулирования не будут достигнуты, а также риска нежелательных последствий для адресатов и лиц, не являющихся адресатами предлагаемого разработчиком правового регулирования.
При подготовке данного подраздела разработчиком производится:
оценка рисков решения проблемы предложенным способом (рисков невозможности достичь целей регулирования);
оценка рисков негативных последствий (в том числе риски негативного влияния предлагаемого способа регулирования на сферы, которые не являются предметом данного регулирования).
При оценке рисков решения проблемы предложенным способом рассматриваются следующие виды рисков:
1) риски несоответствия между способом регулирования и заявленными целями регулирования.
Реализация таких рисков возможна, если предлагаемый проект акта направлен на решение части проблем (не все проблемы были выявлены разработчиком). К методам контроля данного вида рисков можно отнести мероприятия по улучшению контроля за сбором и верификацией данных, изучение опыта решения проблемы в других странах, пилотное внедрение проекта акта, правовой эксперимент;
2) риски недостаточности механизмов для реализации предложенного способа решения проблемы.
Данные риски могут быть вызваны как положениями иных нормативных правовых актов, а также положениями международных договоров, ограничивающими возможность выбора методов или нивелирующих результаты предлагаемого регулирования, так и недостатком существенной для решения проблемы информации и опыта регулирования в данной отрасли.
Меры по минимизации данных рисков, а также возможных последствий их реализации могут заключаться в обеспечении комплексного подхода к решению выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты) и использовании механизмов общественного мониторинга и контроля реализации нормативного правового акта;
3) риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым регулированием.
Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствием механизмов контроля либо полномочий по контролю, а также с высокими расходами при осуществлении такого контроля). При анализе данных рисков должны оцениваться возможности обеспечения эффективного контроля за соблюдением предлагаемых требований государственными органами и обществом;
4) риски недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов.
При оценке вероятности реализации данного вида рисков необходимо рассматривать возможности дополнительного ресурсного обеспечения мер, направленных на решение проблемы, осуществляемых как государственными органами, так и иными участниками отношений. В качестве механизмов минимизации данного вида рисков должны рассматриваться возможности бюджетного финансирования дополнительного ресурсного обеспечения предлагаемых разработчиком мероприятий, а также обучения государственных служащих и представителей хозяйствующих субъектов;
5) риски несоответствия предложенного способа регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий.
В связи с неизбежностью присутствия данного риска при регулировании определенных сфер (промышленная безопасность, наилучшие доступные технологии, защита окружающей среды, нормативы допустимых выбросов), вызванного неравномерностью экономического развития, разработчиком должен предлагаться приемлемый, по его мнению, уровень данного риска. Для ограничения указанного риска разработчиком должен учитываться реальный уровень развития и применения новых технологий, знаний, машин и оборудования, должны предусматриваться переходные периоды вступления в силу нового регулирования.
В случае выявления, разработчиком указываются иные риски решения проблемы предложенным способом.
При анализе рисков негативных последствий от внедрения предлагаемого проекта акта разработчиком должны приниматься во внимание в том числе следующие виды рисков:
риски для инвестиционного климата, связанные, в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
риски для развития малого и среднего предпринимательства, связанные, прежде всего, со стоимостью открытия нового бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемых мер регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
риски для развития конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими (либо определенным категориям хозяйствующих субъектов), а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностью недобросовестной конкуренции;
риски для безопасности и качества продукции, связанные с недостаточностью рыночных механизмов контроля, которые не всегда могут обеспечить контроль за качеством продукции самими потребителями;
риски для окружающей среды, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, невозможностью достичь заявленных целей по снижению такого воздействия;
социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением числа занятых и уровня заработной платы в той или иной сфере, так и с воздействием регулирования на социальное неравенство, бедность, миграционные процессы, и иные социальные характеристики.
В рамках анализа рисков влияния предлагаемых мер государственного регулирования могут рассматриваться и иные возможные последствия, в том числе:
макроэкономические (влияние предлагаемых мер регулирования на экономический рост, производительность труда, инфляцию);
производственные (влияние на развитие техники и технологий);
последствия в сфере внешнеэкономической деятельности.
По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности его наступления. В случае отсутствия возможности расчета точного значения указанной вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности.
Для каждого выявленного риска указываются:
меры, направленные на снижение данного риска (организационно-технические, методологические, информационные, мероприятия по мониторингу);
оценка степени контроля рисков в процентах.
В случае отсутствия возможности расчета точного значения степени контроля рисков, допускается указание соответствующего интервала или оценочной характеристики:
полный контроль (заявленные меры, направленные на минимизацию риска, позволяют полностью исключить его влияние либо его влияние будет стремиться к нулю);
частичный контроль (заявленные меры частично способствуют снижению влияния риска);
возможность контроля отсутствует (меры по снижению риска отсутствуют либо не оказывают влияния на вероятность реализации риска).
Наличие рисков решения проблемы предложенным способом либо рисков негативных последствий введения предлагаемого регулирования не является достаточным основанием для отказа от предлагаемого разработчиком способа решения проблемы.
В то же время при выявлении высоких рисков невозможности достижения целей регулирования либо негативного воздействия проекта акта необходимо рассмотреть возможные альтернативные варианты правового регулирования (либо вариант отказа от введения нового регулирования в данный момент).
Если предлагаемый способ решения проблемы признается разработчиком наилучшим, несмотря на высокую степень рисков, разработчиком должны быть представлены соответствующие обоснования (сравнительный анализ рисков предлагаемого варианта с другими возможными вариантами регулирования).
13. Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта.
Разработчиком указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, наличие и сроки переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта.
Если отдельные положения проекта акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
Если установлен переходный период и (или) отсрочка вступления в силу проекта акта, приводится обоснование необходимости такой отсрочки. Необходимость переходного периода может быть обусловлена значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования, наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей.
14. Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия.
В данном подразделе пояснительной записки указываются мероприятия, которые необходимы для достижения заявленных целей регулирования и прямо не предусмотрены проектом акта, в том числе:
разработка инструкций, методических указаний и иных документов;
создание информационных ресурсов, баз данных;
обучение сотрудников органов государственной власти и управления, иных участников отношений;
мероприятия по доведению информации до участников отношений.
По каждому мероприятию должен быть описан измеряемый результат, сроки реализации, даны оценки необходимых финансовых ресурсов и источников финансирования.
15. Индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования.
Разработчиком указываются количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования. Показатели должны быть указаны по каждой цели. В случае если показатель не рассчитывается Федеральной службой государственной статистики, указываются способ его расчета и источники получения информации и осуществляется оценка затрат на ведение мониторинга, включая затраты на сбор исходных данных и их обработку.
------------------------------------------------------------------