Постановление Архангельского обл. Собрания депутатов от 12.11.2014 N 614 "О законодательной инициативе Архангельского областного Собрания депутатов по внесению проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 93 федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
шестого созыва (двенадцатая сессия)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2014 г. № 614
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО
СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ ПО ВНЕСЕНИЮ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 93 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и подпунктом "ц" пункта 2 статьи 23 Устава Архангельской области областное Собрание депутатов постановляет:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Поручить представление указанного проекта федерального закона при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации заместителю председателя Архангельского областного Собрания депутатов, председателю комитета Архангельского областного Собрания депутатов по образованию и науке Чеснокову Игорю Александровичу, директору правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области Андреечеву Игорю Сергеевичу.
3. Направить проект федерального закона членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Архангельской области и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Архангельской области и рекомендовать им поддержать проект федерального закона.
4. Направить проект федерального закона законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу Архангельского областного Собрания депутатов.
Председатель областного
Собрания депутатов
В.Ф.НОВОЖИЛОВ
Вносится Архангельским
областным Собранием депутатов
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 93 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
Статья 1
Внести в часть 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 30, ст. 4225) изменение, дополнив ее пунктом 39 следующего содержания:
"39) заключение контрактов на приобретение жилых помещений для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд в целях предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в собственность, по договорам социального найма или найма жилых помещений специализированного жилищного фонда.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.В.ПУТИН
Москва, Кремль
______ года
№ _________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 93 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект) направлен на совершенствование механизма приобретения жилых помещений для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд в целях последующего предоставления таких жилых помещений отдельным категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Ранее действовавший Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ), утративший силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), не содержал однозначного требования о необходимости приобретения объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд по результатам аукционов (конкурсов).
Позиция, сформулированная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2012 года № 5128/12, согласно которой отсутствовали основания для применения положений Федерального закона № 94-ФЗ к договорам купли-продажи недвижимого имущества, позволяла органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований заключать договоры купли-продажи жилых помещений с их собственниками без проведения торгов.
В настоящее время пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что действие данного Федерального закона распространяется на отношения по заключению гражданско-правовых договоров, предметом которых является в том числе приобретение недвижимого имущества от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Реализация части 2 статьи 49, а также части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" влечет возникновение у органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований обязанности по обеспечению жилыми помещениями:
малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, в том числе во внеочередном порядке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также граждан, жилые помещения которых признаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции;
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года;
военнослужащих.
Приведенные обстоятельства обусловливают обязанность государственных (муниципальных) заказчиков на основании статей 48, 59 и 93 Федерального закона № 44-ФЗ приобретать жилые помещения путем проведения аукционов (конкурсов), поскольку в перечень случаев, когда допускается закупка у единственного поставщика, данная категория закупок не включена.
При этом статьями 5, 44 и 96 Федерального закона № 44-ФЗ установлены следующие требования к участникам электронных аукционов (конкурсов), в том числе к продавцам жилых помещений:
требование о подписании заявок на участие в определении поставщика усиленной неквалифицированной электронной подписью (выдается удостоверяющими центрами), поданной с использованием единой информационной системы в сфере закупок;
требование к обеспечению заявок на участие в определении поставщика;
требование к обеспечению исполнения контракта путем предоставления банковской гарантии или внесения денежных средств на указанный заказчиком счет.
Таким образом, в настоящее время для заключения договора купли-продажи жилого помещения путем проведения электронных аукционов (конкурсов) требуется одновременное наличие у продавцов (в подавляющем большинстве случаев - физических лиц):
регистрации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
выданной удостоверяющим центром усиленной неквалифицированной электронной подписи;
обеспечения заявки на участие в торгах, а также обеспечения исполнения контракта.
Необходимость соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления муниципальных образований) конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, влечет за собой:
необоснованные сложности в участии физических лиц в процедурах продажи жилых помещений для государственных или муниципальных нужд;
длительные сроки определения поставщиков в целях заключения договоров купли-продажи жилых помещений, подлежащих предоставлению отдельным категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
невозможность освоения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых для приобретения жилых помещений для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд в целях последующего предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
существенное увеличение стоимости приобретаемых жилых помещений, поскольку продавцами жилых помещений выступают осуществляющие предпринимательскую деятельность риелторские агентства;
затруднения, связанные с обеспечением своевременного исполнения судебных решений по предоставлению жилых помещений на основании вступивших в законную силу судебных решений, в том числе при переселении из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Однако в отношении нежилых помещений пунктом 31 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность заключения с единственным поставщиком контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилых помещений.
Аналогичная возможность предусмотрена пунктом 38 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ в отношении приобретения жилых помещений экономического класса, построенных в рамках договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса.
Вместе с тем реализация пункта 38 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ не позволяет приобретать жилые помещения в уже сложившейся застройке, в том числе на вторичном рынке.
Кроме того, крайне актуальной в настоящее время является проблема обеспечения на основании судебных решений жильем граждан, жилые помещения которых признаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции.
В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается предусмотреть возможность приобретения жилых помещений в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, при отсутствии условий, предусмотренных пунктом 38 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Председатель Архангельского
областного Собрания депутатов
В.Ф.НОВОЖИЛОВ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 93 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Председатель Архангельского
областного Собрания депутатов
В.Ф.НОВОЖИЛОВ
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОВ РСФСР, ФЕДЕРАЛЬНЫХ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РСФСР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 93
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Председатель Архангельского
областного Собрания депутатов
В.Ф.НОВОЖИЛОВ
------------------------------------------------------------------